Ремонт гидравлики спецтехники

Основными работами технического обслуживания гидрообору­дования являются: проверка герметичности системы, дозаправка рабочей жидкости в баки и масла в редукторы привода насосов, подтяжка креплений, натяжение ремня привода охладителя, очистка сапуна бака и фильтрующих элементов фильтров, регу­лирование предохранительных клапанов, замена рабочей жид­кости и промывка баков.

Проверка герметичности — одна из важных работ техниче­ского обслуживания гидрооборудования. Даже небольшие утечки рабочей жидкости могут привести к значительному снижению ее уровня в баке, в результате чего машина может оказаться неработоспособной. Поэтому герметичность гидросистемы сле­дует проверять ежесменно перед пуском машины в работу, в течение смены и по ее окончании.

Одним из показателей нарушения герметичности является снижение уровня рабочей жидкости в баке. Если будет замечено снижение уровня по сравнению с предыдущей проверкой, то требуется тщательно осмотреть места соединения трубопроводов и рукавов, уплотнения между крышками и корпусом насоса, фильтра, распределителя, штоками гидроцилиндров и рычагами управления золотниками распределителя. Обнаруженные утечки немедленно устраняют.

Если при проверке окажется, что уровень рабочей жидкости в баке снизился ниже нижней метки на мерной линейке (ДТ-75М), или ниже середины нижнего смотрового глазка (Т-130М), или ниже нижней риски смотрового глазка (ЭО-3322Д, ЭО-4124), баки требуется дозаправить тем сортом рабочей жидкости, ко­торым заправлена система.

Баки машин дозаправляют, как правило, из опломбированной тары. Если необходимо долить рабочую жидкость из открытой тары, то перед заправкой проводят ее анализ, в ходе которого уточняют марку и профильтровывают через трехслойный бати­стовый или центробежный фильтр.

Запрещается применять рабочие жидкости, бывшие в упот­реблении, содержащие механические примеси и воду, а также смеси различных сортов жидкости.

Перед дозаправкой бака рабочей жидкостью необходимо тща­тельно очистить от загрязнений заливную горловину и ее крыш­ку. Заливать жидкость в бак следует через шланг и раздаточный кран топливомаслозаправщика или маслораздаточной колонки. В исключительных случаях допускается доливать рабочую жид­кость в бак из ведра или мерной кружкой через воронку, поло­жив в нее батистовую ткань, предварительно тщательно очистив их от загрязнений.

На ряде машин (ЭО-4124 и др.) имеется специальный насос для дозаправки их рабочей жидкостью. Он приводится вручную или от двигателя машины. В этом случае перед заправкой тре­буется хорошо очистить и промыть от загрязнений заборный шланг, опустить его в бочку с рабочей жидкостью, привести в действие насос и, когда ее уровень в баке достигнет верхней риски на мерной линейке или застекленном глазке, выключить заправочный насос.

Кроме внешних утечек рабочей жидкости имеются и внутрен­ние, происходящие вследствие износа уплотнений поршней гид­роцилиндров и золотников распределителя. В этом случае у ци­линдров жидкость перетекает из одной полости в другую, а у распределителей — из нагнетательной линии во всасывающую, что увеличивает продолжительность рабочего цикла машин.

Герметичность гидроцилиндров проверяют прибором КИ-5473, присоединив его одним трубопроводом к распределителю, а дру­гой опустив в бак. Вместо трубопровода, соединяю­щего надпоршневую полость гидроцилиндра с распределителем, устанавливают технологические рукава с муфтами запорного устройства.

После этого запускают двигатель, прогревают рабочую жид­кость до 45—55° С, заполняют ею полости гидроцилиндра путем перемещения поршня. Затем устанавливают минимально устой­чивую частоту вращения коленчатого вала двигателя на холос­том ходу. Переводят рукоятку золотника, управляющего подачей жидкости к проверяемому гидроцилиндру, в положение «Подъ­ем». Когда поршень гидроцилиндра займет среднее положение, разъединяют муфты запорного устройства и с помощью прибора доводят давление в штоковой полости до 10 МПа.

Линейкой замеряют расстояние между головкой штока и крышкой гидроцилиндра и считают количество капель утечек жидкости по штоку. Через 3 мин измерение повторяют. Если перемещение штока за это время превысит 7,5 мм, а утечки 15 капель, заменяют уплотнительные кольца гидроцилиндра.

При проверке герметичности распределителей прибор КИ-5473 присоединяют к распределителю, как и при проверке цилиндров. Запускают двигатель, прогревают рабочую жидкость, переводят рычаг управления золотником в положение «Подъем», устанавливают прибор на давление 10 МПа и определяют подачу жидкости при включенном распределителе. Разность между фактической подачей насоса, минуя распределитель, и подачей, изме­ренной при включенном распределителе, и есть величина утечек в распределителе. Для гидрораспределителя трактора Т-130М она не должна превышать 36, Т-ЮОМЗ — 31, а ДТ-75М — 16 л/мин. При превышении указанных размеров утечек распре­делитель заменяют.

Фактическую подачу насоса измеряют прибором КИ-5473 в таком порядке. Подключив его одним рукавом к насосу, а дру­гим — к баку, прогревают рабочую жидкость, устанавливают но­минальную частоту вращения коленчатого вала двигателя и дав­ление в системе 10 МПа и по отметке на шкале прибора опре­деляют подачу насоса.

В гидросистеме с насосами, подача которых более 90 л/мин, утечки распределителя и подачу рабочей жидкости определяют при пониженной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Для насоса трактора Т-130М допускаемая подача не менее 90 л/мин.

Состояние фильтрующих элементов фильтров гидросистемы тракторов Т-130М и ДТ-75М проверяют приспособлением КИ-13936. Его подсоединяют к распределителю в месте крепле­ния шланга выносного гидроцилиндра, ставят рукоятку золот­ника в плавающее положение, запускают двигатель, переводят рукоятку золотника управления основным гидроцилиндром в по­ложение «Подъем», прогревают рабочую жидкость до 45—55 °С, устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала и по манометру приспособления определяют давление рабочей жидкости на сливе. Если оно ниже 0,1 МПа, то фильтр неис­правен, а если выше 0,25 — он загрязнен и требует очистки.

На одноковшовых экскаваторах степень загрязнения фильт­рующих элементов проверяют по показаниям манометра, уста­новленного на сливном трубопроводе. При увеличении давления свыше 0,25 МПа необходимо снять и очистить фильтрующие элементы.

Перед снятием фильтрующих элементов очищают их корпус и крышки от загрязнений, отвертывают болты, крепящие крышку, вынимают фильтрующие элементы, ополаскивают их в ванне с керосином, продувают воздухом, подаваемым от компрессора внутрь элемента. После этого сетчатые чечевицеобразной формы элементы (гидросистемы тракторов) очищают от загрязнений во­лосяной щеткой в керосине.

Промытые фильтрующие элементы собирают в обратном по­рядке. При этом каждый элемент осматривают и выбраковывают поврежденные. Следят также за тем, чтобы их количество не уменьшилось, так как при этом нарушится герметичность между ними и жидкость будет протекать в бак неочищенной.

Бумажные фильтрующие элементы гидросистем одноковшо­вых экскаваторов после ополаскивания в чистом керосине про­дувают еще раз воздухом. Давление его не должно превышать 0,2 МПа, так как при большем давлении может быть поврежден картон, из которого изготовлены элементы.

Правильность натяжения ремня привода охладителя прове­ряют по величине его прогиба. Если он превышает 15 мм, ремень натягивают, перемещая электродвигатель по раме (ЭО-4124). Нормальным считается натяжение ремня при его прогибе 8— 10 мм.

Для проверки давления в гидросистеме тракторов Т-100МЗ и Т-130М подсоединяют манометр к трубопроводу, подводящему рабочую жидкость от насоса к распределителю с помощью пере­ходников и рукава высокого давления. Запускают двигатель, прогревают рабочую жидкость и когда ее температура будет 45—55° С, включают нерабочий рычаг распределителя в положе­ние «Подъем» или «Принудительное опускание» и по манометру замечают давление в системе. Нормальное давление у трактора Т-100МЗ — 9—11, а Т-130М— 11 — 12 МПа. Для регулирования давления в гидросистеме следует снять пломбу с регулировочного винта на распределителе, отвернуть колпачковую гайку и вра­щением регулировочного винта установить требуемое давление.

В таком же порядке проверяют и регулируют давление в гидросистеме трактора ДТ-75 и его модификациях. Нормальное давление в их гидросистеме 13—13,5 МПа.

В гидросистеме тракторов давление можно проверить и отре­гулировать прибором КИ-5473 во время проверки подачи насоса. Для этого поворачивают рукоятку прибора до срабатывания предохранительного клапана и замечают на шкале прибора, при каком давлении он открылся. Если оно меньше требуемого, уста­навливают прибор на нормальное давление и вращением регули­ровочного болта добиваются открытия клапана при этом давлении.

На одноковшовых экскаваторах манометр установлен на щитке приборов в кабине. Он включается специальными вен­тилями. При работающем двигателе на номинальной частоте вращения коленчатого вала и нагретой рабочей жидкости пере­мещают один из рычагов распределителя до тех пор, пока шток соответствующего гидроцилиндра не передвинется до отказа. В этот момент открывают вентиль и по манометру определяют давление. Если оно не находится в пределах 21,5—22,5 МПа для экскаватора ЭО-4124, его регулируют регулировочным болтом. После регулировки завертывают вентиль до отказа. В таком же порядке регулируют предохранительные клапаны другого распре­делителя экскаватора.

Замена рабочей жидкости в гидросистеме машин произво­дится в следующем порядке. При работающем двигателе пол­ностью втягивают штоки цилиндров и сразу после его остановки сливают рабочую жидкость, открыв пробки сливных отверстий бака. Отработанную жидкость собирают в бочки и сдают на склад топливосмазочных материалов для последующей ее регене­рации. К бочке прикрепляют бирку, на которой указывают, какая в ней находится жидкость.

В бак заливают чистое дизельное топливо, запускают двига­тель и при включенном гидронасосе перемещают рычаги управ­ления гидрораспределителей в течение 3—5 мин. После этого втягивают штоки, глушат двигатель и сливают промывочное ди­зельное топливо из баков и трубопроводов, отсоединяя их в наиболее низких местах путем выворачивания воздушных вен­тилей гидроцилиндров. Слитое загрязненное дизельное топливо собирают в бочки и сдают на склад топливосмазочных ма­териалов.

После этого промывают магнитные пробки сливных отверстий, очищают и промывают фильтр заливной горловины бака, на­бивку сапуна, фильтрующие элементы фильтров гидросистемы, присоединяют трубопроводы и завертывают воздушные вентили. Затем заливают в бак свежую рабочую жидкость.Для гидросистем одноковшовых экскаваторов, эксплуатируе­мых в зонах холодного и умеренного климата, применяют рабо­чую жидкость МГ-15-В (старое обозначение жидкости ВМГЗ). В зоне жаркого климата и летом в зоне умеренного климата для машин, выпускаемых серийно, до их модернизации используют жидкость МГ-46-Б (старое обозначение жидкости МГ-30),- а в тех же условиях для вновь изготовляемых и модерни­зируемых машин — МГ-46-В (старое обозначение жидкости МГЕ-46Е).

В гидросистемах тракторов применяют в качестве рабочей жидкости дизельное масло тех сортов, которые заливают в кар­теры двигателей.

После заполнения системы рабочей жидкостью запускают двигатель и, перемещая рычагами управления золотниками, за­полняют всю систему рабочей-жидкостью. Для более полного удаления воздуха из системы открывают воздушные вентили на гидроцилиндрах.

Удалив воздух, закрывают вентили, глушат двигатель, осмат­ривают все составные части гидросистемы, не подтекает ли где рабочая жидкость. Обнаруженные подтекания устраняют, прове­ряют уровень рабочей жидкости в баке и при необходимости ее доливают до установленного уровня.

Баки гидросистемы промывают при сезонном обслуживании один раз в год, используя для этого специальное приспособ­ление, или снимают бак с машины.